Говоря об учителях нашей замечательной 4-ой школы, нельзя не вспомнить Александру Кирсановну Селезнёву! За глаза мы называли её Кирсановной. Нашей параллели здОрово повезло, она была учителем истории с пятого класса и до выпуска. Когда после седьмого, два класса перешли в новую школу на улице Строителей, Кирсановна стала классным руководителем нашего 8 «В», а затем и 9-10 «Б» (этот класс был сформирован после ухода в училища ребят из восьмых «Б», «В» и «Г»). До этого нашей классной была Людмила Николаевна К., географичка, женщина сколь приятная, столь и непредсказуемая. В зависимости от настроения, могла всему классу поставить пятёрки, а могла и срезать отличников, влепив им «двойки», да ещё и в дневники записать какие-нибудь колкие замечания. Перед уроком мы складывали все дневники географичке на стол, она выбирали «жертву» и … Дальнейший сюжет развивался в зависимости от обстоятельств и настроения нашей классной. Я хотела сохранить дневники за 5-7 классы с её автографами, порой язвительными, порой остроумными, но все они куда-то подевались… Кирсановна располагала к себе учеников безоговорочно! Её любили и двоечник, и хорошисты с отличниками. А как она вела уроки! Её девизом было: «Танцуют (в смысле – работают) все!» За урок она успевала не только объяснить новый материал, но и провести опрос (устный или письменный) всего класса. Это был высший пилотаж! Приходилось готовиться к каждому её уроку. А как же иначе!? Каждый ответ она оценивала по достоинству, справедливо, но без учёта прошлых заслуг. Александра Кирсановна так увлекательно излагала материал, что многие ученики после её уроков бежали в библиотеку, чтобы взять почитать что-то из истории Древнего Мира, или Новейшей истории. Лично я взахлёб читала исторические романы о Древнем Египте, легенды и мифы Древней Греции, романы и исторические материалы об Отечественных войнах, о восстании декабристов. После 6-го класса мы с Наташей Ш. поклялись в вечной дружбе и решили стать археологами, даже дали в этом расписку. Вот как нас вдохновили уроки истории! У меня Александра Кирсановна ассоциировалась с сарматами, скифами, нагаями, и вообще южными народами. Наверное, потому, что волосы у неё были иссиня чёрными, глаза – немного раскосые, карие, да и южный говорок явно присутствовал. Помните, как у А. Блока: «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными очами…». Впоследствии оказалось, что я была не так уж далека от истины. Родиной нашей исторички были Донские степи, она жила в станице Вёшенской. Те края являлись историческим «котлом», где на протяжении многих столетий перемешивалась кровь всех южных народов. Гены этих далёких предков проявлялись в Кирсановне очень явственно. Нам она казалась необыкновенно привлекательной, хотя красавицей её назвать трудно. Обаяние, увлечённость своим делом, любовь к ученикам, делали нашего учителя неотразимой! Когда мы были в восьмом классе, Александра Кирсановна заболела… Поговаривали, что ей была сделана операция. Класс осиротел… В начале 9-го Селезнёва вернулась: похудевшая, внешне изменившаяся, но НАША! ДОРОГАЯ! ЛЮБИМАЯ! Как же мы были рады! От радости класс несколько дней буквально стоял на ушах! Кирсановна тоже была счастлива, и всё повторяла: «Девчата мои, девчата!» Надо сказать, что наш класс состоял из двадцати одной девочки и семи мальчиков. Поэтому классная, обращаясь к нам, всегда говорила примерно так: «Девчата, надо провести субботник», или «Девчата, завтра собрание, надо готовить команду КВН». Мальчишки к этому привыкли и не обижались. Другим учителям школы Кирсановна всегда с гордостью констатировала: «Мои девчата – самые лучшие!». От этих слов наши красавицы ещё выше задирали свои носы и старались побить все рекорды по успеваемости. Александра Кирсановна не требовала от нас безусловного принятия на веру всего, что было написано в учебниках. На уроках мы спорили (особенно в 9-10 классах). Я, например, до хрипоты возмущалась расстрелом царской семьи, говорила, что это зверство, убивать детей. Мне пытались доказать, что останься хоть один претендент на престол, и Гражданская война тянулась бы не на один десяток лет. Но я осталась при своём мнении. Небезопасные споры велись и на уроках обществоведения (была раньше такая дисциплина), их тоже вела Кирсановна. Вопросы у нас были по поводу устройства нашего общества, по поводу однопартийной системы. Нет, диссидентством мы не занимались, все были идейными комсомольцами, но мысли в наших головах роились самые разные, порой наивные, а порой и крамольные. По окончании школы знания по истории у нас были очень глубокими! Когда в августе 1971 года я поступала в институт, среди прочих дисциплин, надо было сдавать и историю. Это был третий вступительный экзамен. И вот, огромная аудитория в здании главного корпуса МГПИ им. В.И.Ленина на Пироговке. Экзамен принимают сразу несколько преподавателей за тремя столами (конкурс на деффак в тот год был сумасшедший!). Я вытягиваю билет, как сейчас помню вопросы:
- Крестьянское восстание Болотникова.
- Великая Октябрьская социалистическая революция: причины и предпосылки.
Начинаю рассказывать о восстании Болотникова так, словно я была его непосредственной участницей. Преподаватели с двух других столов бросают экзаменовать своих абитуриентов и пересаживаются к нашему столу. Подперев головы, с явным интересом слушают. Заканчиваю с одним восстанием, перехожу к другому. Вспоминаю подробно: и апрельские тезисы, и войну с Германией, и положение дел в верхах и в низах российского общества. Одним словом, всё, как Кирсановна учила. Фу, кажется, ничего не забыла! Смотрю на институтских преподавателей. Самый пожилой спрашивает: «Какую школу заканчивали?» С гордостью отвечаю: «Лосино-Петровскую среднюю, номер 4». Тот же преподаватель: «А на исторический факультет не хотите перевестись?» Я (твёрдо): «Нет, только деффак!». Он: «Жаль!» Ну, думаю: всё, теперь трояк влепят за несговорчивость! Мой молодой экзаменатор спрашивает у пожилого: «Что ставить?» «Что-что, - говорит тот раздражённо, - на что ответила, то и ставь!» Так в моём экзаменационном листе напротив экзамена по истории появилась запись: «отлично». Тогда я понимала, что это не моя заслуга, и оценку эту я получила только благодаря Кирсановне. Первые студенческие годы мы регулярно приходили на вечера встречи выпускников в школу. С какой любовью и гордостью смотрела на нас Александра Кирсановна! Мы делились с ней своими радостями и успехами. Она радовалась им не меньше нашего. Потом мы обзавелись семьями, детьми, школа и учителя стали отдаляться… Точнее мы стали отдаляться от них. Жаль. В начале 2008 года пришла скорбная весть: Александра Кирсановна умерла… До этого она сломала шейку бедра, долгое время болела, а мы и не знали. Похоронили нашу любимую учительницу на кладбище при Троицкой церкви в Лосино-Петровском. Вечная память!
4 июля 2023 года
Карельская Елена Германовна

Александра Кирсановна Селезнева – второй ряд в центре с 10 Б классом и преподавателями школы
1971 год